Фрагмент для ознакомления
2
Функции местного самоуправления: институционально-правовое исследование, обзор судебной практики
Содержание местного самоуправления заключается в самостоятельном и ответственном решении населением муниципального образования вопросов местного значения. В основе организации местного самоуправления лежат интересы населения конкретного муниципального образования, исторические и местные особенности его создания и развития. Муниципальное управление обособленно от государственного управления, то есть имеет автономный характер.
В основе осуществления местного самоуправления лежит несколько принципов, характеризующих основы и параметры осуществления местного самоуправления. Назначение принципов состоит в обеспечении единообразного подхода к осуществлению местного самоуправления.
В состав принципов местного самоуправления входят:
1. гарантированность и признание местного самоуправления на конституционном уровне. Основа этого принципа заложена в том, что существует мнение об отказе от государственного участия в учреждении и организации местного самоуправления и просто признании государством факта его существования и осуществления.
2. самостоятельность местного самоуправления, проявляющаяся в реализации широкого спектра специальных юридических средств, позволяющих понять природу местного самоуправления.
3. независимость местного самоуправления. Этот принцип является одним из самых спорных, однако он закреплен на конституционном уровне.
4. ответственность местного самоуправления. Порядок несения ответственности перед населением определяется уставом муниципального образования;
5. недопустимость государственного участия в формировании местных органов власти. В основе этого принципа лежит вся сущность местного самоуправления.
6. к числу принципов местного самоуправления относится судебная защита местного самоуправления. Возможность судебной защиты местного самоуправления защищает местные органы власти от государственного вмешательства в решение местных вопросов. Также привилегией судебной защиты может воспользоваться население муниципального образования в том случае, если посчитает, что государственные правовые акты противоречат закрепленным правам местного самоуправления.
Любые субъекты нарушенного права имеют право в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предъявлять иски о признании недействительными, нарушающие права местного самоуправления решения, акты, действия и бездействия должностных лиц и органов местного самоуправления.
Субъектами обращения в органы конституционного контроля могут быть Президент российской Федерации, Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд, а также органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, и граждане, а также их объединения. Органы местного самоуправления все же напрямую не наделяются федеральным законодательством правом на обращение в органы конституционного контроля.
Однако, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в процедуре конституционного судопроизводства в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации, могут быть оспорены сами законы, применённые в конкретном деле, по жалобам на нарушение прав граждан, а также их объединений при осуществлении прав граждан в местном самоуправлении.
Признание местного самоуправления государством подразумевает учет особенностей исторического и традиционного развития отдельных муниципальных образований. Этот факт обусловлен тем, что местное самоуправления, как правило, имеет более длительную историю, чем государственное. Российская практика организации местного самоуправления ориентирована на мировую практику в данной области, что выражается в конституционном признании статуса местного самоуправления. Муниципальное управления является формой отправления населением своей власти. Таким образом, муниципальное управление является обязательным признаком демократического режима управления государством. Государственная поддержка местного самоуправления основана на целой системе гарантий, которые имею правовой, организационный и финансово-экономический характер. Часть гарантий для местного самоуправления закреплена на конституционном уровне.
В Конституционный суд РФ обратилось муниципальное образование, являющееся областным административным центром. Заявитель оспаривал конституционность пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Поводом для судебных разбирательств в судах общей юрисдикции и в Конституционном суде РФ явилась ситуация, при которой субъект РФ в течение трех лет не в полной мере предоставил Заявителю субсидии на осуществление отдельных функций административного центра (столицы). При этом суды общей юрисдикции толковали п.3 ст. 242 БК РФ следующим образом: бюджетное законодательство позволяет возлагать на субъект РФ расходные обязательства лишь в пределах определенного финансового года, то есть взыскать в судебном порядке невыплаченные средства после истечения данного финансового года муниципальному образованию невозможно. В том числе, даже если муниципальное образование, имеющее все основания ожидать получения соответствующих денежных средств, понесло